Владимир Игоревич Баканов в Википедии

О школе Конкурсы Форум Контакты Новости школы в ЖЖ мы вКонтакте Статьи В. Баканова
НОВОСТИ ШКОЛЫ
КАК К НАМ ПОСТУПИТЬ
НАЧИНАЮЩИМ
СТАТЬИ
ИНТЕРВЬЮ
ДОКЛАДЫ
АНОНСЫ
ИЗБРАННОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРЕВОДЧИКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
 
Olmer.ru
 


Рецензия "Старьевщик"

Легкие книги
Легкие" книги
Терри Биссон «Старьевщик»
(Москва, «АСТ: Транзит»/«Альтернатива. Фантастика», 2005, 286 с.)
Прямым текстом: «Первые тысяча двести произведений искусства, подлежащие уничтожению или удалению, включали только четырнадцать авторов, все еще читаемых, одиннадцать художников, чьи работы выставлялись в различных галереях и музеях, и двадцать одного музыканта, о которых хоть кто-нибудь да слышал (хотя сейчас, конечно, никого из них не помнят)… Все (или почти все) вздохнули с облегчением: удаление начиналось с сорняков на окраине сада искусств, не с плодов и деревьев. Что, естественно, не соответствовало истине…»

Научно-фантастический роман Терри Биссона, в начале 1990-х удостоенный сразу трех самых престижных американских фантастических наград, критики единодушно называют «451° по Фаренгейту» (антиутопия Рэя Брэдбери) двадцать первого века. История, рассказанная национальным достоянием Америки, разворачивается во времена, когда классики действительно оказались сброшены с парохода современности. Специальные федеральные агенты — «старьевщики», как они себя называют — отыскивают морально устаревшие шедевры. Изымают, заносят в каталоги, оставляют бывшим владельцам денежные бонусы, а затем… хладнокровно уничтожают. Главный герой — рядовой служащий бюро — впервые нарушает строгие инструкции, и здесь начинается совсем другая история.

Книги, напечатанные на насыщенной кислотой бумаге и разлагающиеся сами собой, говорящие собаки и пр. — джентльменский набор классической science fiction. И абсолютно реальная проблема глобального культурного наследия и информационной травмы человечества.

Итого. Стильное и увлекательное исследование мира запредельной духовности.

Оценка — 5.

«Белорусская деловая газета», 21.01.2005
http://bdg.press.net.by/2005/01/2005_01_21.1496/1496_12_3.shtml
Долог путь к вершинам славы
До сих пор американец Терри Биссон был знаком российским читателям преимущественно по рассказам — в том числе по знаменитой новелле “Медведи познают огонь”, которая в 1991 году принесла автору мемориальную премию имени Теодора Старджона, а также “Хьюго” и “Небьюлу”. Кроме того, в 2001 году в России вышел роман “Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь”, дописанный Биссоном после самоубийства основного автора, Уолтера Миллера-младшего. Вот, в общем-то, и все. Между тем, американские критики считают писателя одним из самых любопытных фантастов конца восьмидесятых-начала девяностых. Книги Терри Биссона трудно отнести к “литературе для высоколобых”, чаще его спокойную, неторопливую прозу сравнивают с произведениями Клиффорда Саймака. Но что бы он ни писал — городское фэнтези (“Talking Man”, 1986), альтернативную историю (“Fire on the Mountain”, 1988) или роман о полете на Марс (“Voyage to the Red Planet”, 1990) — любой теме автор придает новое, оригинальное звучание. Да и само разнообразие жанров, в которых Биссону довелось попробовать свои силы, впечатляет. И тем обиднее, что первая появившаяся у нас сольная книга этого любопытного писателя — явная литературная неудача.
Концепция, вокруг которой вертится действие “Старьевщика”, проста, как мычание. Каждый молодой писатель (художник, композитор, режиссер) прекрасно знает, что мешает ему пробиться к вершинам славы. Разумеется, это засилье старых маразматиков, именуемых классиками. В нашем мире нет ничего нового: каждая строчка уже была многократно написана, каждая мелодия — спета. Для того, чтобы свободно творить, необходимо расчистить многовековые напластования. Рембрандт, Глинка, Стейнбек, Феллини — их произведения должны быть стерты из памяти, как захламляющие сознание молодого поколения. Этот принцип вошел в плоть и кровь “прекрасного нового мира”, в котором живет герой Терри Биссона. Бюро искусства и информации, в котором он работает, именно этим и занимается — избавляет мир от избытка искусства. Никакой агрессии, что вы: герой просто ходит по домам и собирает старые книги и пластинки, от которых за скромную плату готовы избавиться сами хозяева. Полицейские пренебрежительно называют представителей Бюро “старьевщиками” — те, впрочем, не особо обижаются. Мир Биссона гуманен к преступникам, скрывающим культурные ценности. Никаких костров на площадях и показательных казней, это вам не “451 градус по Фаренгейту”. Максимум — тюремное заключение, а то и вовсе денежный штраф. Однако и в этом мире существуют свои “непримиримые”, готовые раз за разом нарушать закон. Причем непримиримые с обеих сторон: те, кто уверен в необходимости радикального уничтожения всех произведений искусства, и те, кто пытается сохранить наследие прошлого. Под давлением обстоятельств главный герой вынужден сделать выбор между двумя этими лагерями.
К сожалению, фантасты так часто использовали идею, вокруг которой Биссон выстроил свою книгу, что даже неожиданные повороты сюжета (например, наркотик “Полужизнь”, отсылающий прямиком к “Убику” Филипа Дика) не спасают ситуацию. “Старьевщик” катастрофически неоригинален. Стилистический блеск мог бы спасти ситуацию, но увы: Биссон пишет простым и ясным языком, а в данном случае это достоинство превращается в свою противоположность. После такого дебюта непросто будет убедить публику, что “Старьевщика” написал автор, другие книги которого должны стоять на полке каждого уважающего себя любителя фантастики.
«Мир фантастики и фэнтези»

http://www.mirf.ru/Reviews/print256.html



Возврат | 

Сайт создан в марте 2006. Перепечатка материалов только с разрешения владельца ©