Владимир Игоревич Баканов в Википедии

О школе Конкурсы Форум Контакты Новости школы в ЖЖ мы вКонтакте Статьи В. Баканова
НОВОСТИ ШКОЛЫ
КАК К НАМ ПОСТУПИТЬ
НАЧИНАЮЩИМ
СТАТЬИ
ИНТЕРВЬЮ
ДОКЛАДЫ
АНОНСЫ
ИЗБРАННОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРЕВОДЧИКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
 
Olmer.ru
 


Рецензия "Холодная луна"

"- В восемнадцатом веке существовало философское направление, для которого часы служили чем-то вроде главной метафоры..."
"- В восемнадцатом веке существовало философское направление, для которого часы служили чем-то вроде главной метафоры. Философы утверждали, что Господь Бог создал механизм Вселенной, завел и запустил его. Некое подобие вечных часов. И Бога даже называли Великим Часовщиком...

... Так, словно у Бога — или у того, кто его для тебя там замещает, — есть громадный список всех живущих на Земле. И когда стрелки Божьих часов доходят до определенной точки, для кого-то наступает последнее мгновение. И человек умирает..."

Эти слова вложены в уста убийцы. Именно по такому правилу действует преступник в произведении "Холодная луна". Иначе почему возле каждой своей жертвы преступник ставит напольные часы с изображением Луны...

Уже знакомая любителям детектива пара: прикованный к постели гениальный криминалист Линкольн Райм и его очаровательная помощница Амелия Сакс,- в этот раз сталкивается с очень расчетливым преступником. Все свои шаги он просчитывает по секундам, минутам, часам. Даже свое послание полиции он подписывает лаконично, но вызывающе — Часовщик.

В отличие от предыдущих романов серии, в "Холодной луне" есть одна особенность: Амелия Сакс получает свое первое дело о самоубийстве. Или убийстве? Уж очень много странного в этом деле. Проблемы, возникающие в деле Часовщика, связанные с необходимостью "разорваться" между различными делами, не просто придают произведению дополнительный интерес, но и заинтриговывают читателя не меньше, чем основная сюжетная линия.

Сюжет произведения несколько раз кардинально меняется. Читателю кажется, что все уже ясно и все точки над I проставлены, но вдруг новый поворот в деле ставит в тупик и его, и небезызвестную пару сыщиков, и кажется, этому нет конца. Новые улики, новые неожиданные повороты, новые герои.

Меня лично роман "Холодная луна", наряду с другими произведениями Д. Дивера из серии о Л. Райме и А. Сакс, поражает умением автора писать на стыке двух непохожих жанров. Современный жесткий, полный напряжения триллер и классический английский детектив, с четким (хотя и скрытым от глаз читателя) указанием ключей разгадки. Этот поразительный симбиоз двух совершенно различных жанров придают особую пикантность произведениям Д. Дивера.


Петр Купершмит
«Детектив. Признание в любви»
http://www.mydetectiveworld.ru/obzor/obzor279.html Часовой механизм
Про главного героя целой серии романов, созданных Джеффри Дивером, хочется сказать в броском стиле рекламных слоганов: «Линкольн Райм – профессор криминалистики. Профессор Доуэль криминалистики». Райм – «ученый, чистый интеллектуал, не человек эмоций». Он воплощение абсолютного разума, причем в буквальном смысле: после падения с лошади его тело от шеи и ниже полностью парализовано, работает только голова (да еще пара пальцев на руке сохранила подвижность). Но это не мешает ему быть одним из лучших криминалистов в Нью-Йорке. Его дом с видом на Центральный парк уставлен всевозможной судебно-медицинской аппаратурой, предельно компьютеризирован и оснащен прямой связью с Управлением полиции Нью-Йорка. Есть у Райма ассистент, помогающий со всеми домашними делами. И есть – в лучших традициях Рекса Стаута, придумавшего пару героев по принципу «голова и мускулы», – верный помощник, выполняющий всю сыскную рутину, руки и ноги великого сыщика. Необычно здесь то, что роль такого помощника досталась пусть и офицеру полиции, но все-таки женщине – рослой и рыжеволосой Амелии Сакс.

В романе «Холодная луна» Амелия впервые получает самостоятельное дело – она расследует гибель некоего бизнесмена, у которого были непростые отношения с сотрудниками одного из полицейских участков. У них с Раймом по-прежнему полное взаимопонимание и постоянный контакт, но постепенно роль помощника отходит к коллеге Амелии – Рону Пуласки. Также в романе появляется еще один интересный персонаж – эксперт по кинезике Кэтрин Дэнс, специально прилетевшая в Нью-Йорк из Калифорнии. Ее диковинная наука позволяет составить исчерпывающий психологический портрет человека, исходя из его характерных движений, жестов и т.п. (и невозможно не оценить иронию ситуации, когда дока в этой области работает в одной связке с паралитиком). Вся эта команда мечты расследует серию убийств, совершенных таинственным преступником, который именует себя Часовщиком.

Дивер разрабатывает, возможно, самую золотоносную жилу, лежащую на границе между традиционным детективом и триллером: нам с первых же страниц известны преступники, но совершенно непонятны мотивы их поступков. Эта неясность пугает почище живых мертвецов и будоражит ум не хуже классического вопроса «кто убийца?». Почему возле тел жертв Часовщик оставляет карманные часы с изображенной на циферблате луной и листок со зловещим стихотворением про «холодную луну, указывающую час смерти»? Зачем он вообще убивает этих людей? Ответ – и даже не один – на этот вопрос наши герои найдут через три дня. Учитывая объем романа и концентрацию событий, которая к финалу достигнет по-настоящему взрывоопасной отметки, в цифру три поверить почти невозможно, но каждую главу предваряют «сигналы точного времени» (привет от Часовщика!), так что верить приходится.

На русском языке «Холодная луна» появилась практически одновременно и в одной серии с сочинением другого тяжеловеса американского триллера – «Верблюжьим клубом» Дэвида Бальдаччи. Впрочем, и в США они вышли с интервалом меньше года, так что есть резон говорить о тенденции: оба романа так или иначе пытаются осмыслить «синдром 9/11» и в обоих кульминацию составляет большой, но практически бескровный для американцев «бада-бум». Однако в отличие от умеренно левого Бальдаччи, который создает запутанную конспирологическую теорию и часть вины откровенно возлагает на плечи американских спецслужб, Дивер придерживается официальной точки зрения. Спецслужбы кристально чисты, а взрывы – удел спятивших одиночек. При этом в финале романа происходит такой дивертисмент событий, что фильм «Шарада» с его постоянными перевертышами кажется верхом реализма. Феерическая невероятность происходящего и доходящая до карикатурности невозмутимость рассказчика – поистине убойное сочетание.


Кирилл Данилейко
«Книжная витрина» 15 октября 2008 г.
http://www.top-kniga.ru/kv/review/detail.php?ID=399867



Возврат | 

Сайт создан в марте 2006. Перепечатка материалов только с разрешения владельца ©