Владимир Игоревич Баканов в Википедии

О школе Конкурсы Форум Контакты Новости школы в ЖЖ мы вКонтакте Статьи В. Баканова
НОВОСТИ ШКОЛЫ
КАК К НАМ ПОСТУПИТЬ
НАЧИНАЮЩИМ
СТАТЬИ
ИНТЕРВЬЮ
ДОКЛАДЫ
АНОНСЫ
ИЗБРАННОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРЕВОДЧИКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
 
Olmer.ru
 


Рецензия "Издай и умри"

Киска-садистка, ученый-убийца и заживо погребенный

В России в издательстве «АСТ» вышла вторая книга Джеймса Хайнса – «Издай и умри», а известность среди наших соотечественников ему принесла уже первая – «Рассказ лектора».
Из представления издателей: «Джеймс Хайнс – культовая фигура современной американской литературной и кинематографической критики …, но прежде всего – один из известнейших писателей, работающих в жанре интеллектуальной «черной комедии». Повести, вошедшие в этот сборник, – три изысканные пародии одновременно на жанры «университетского детектива» и «университетского триллера», «черной мистики», «психологического реализма» и… список можно продолжать до бесконечности!»
«Царица джунглей», первая повесть новой книги Хайнса, одновременно комична и жутка. Живет семья – муж, жена и… кошка Шарлотта. Она действительно член семьи, и при этом довольно деспотичный. Хозяйка, Элизабет, влюблена в нее: «Первая реакция хозяйки – беспокойство по поводу здоровья и благополучия Шарлотты; здоровье мужа заботило Элизабет значительно меньше. Вероятно, это объяснялось тем, что Шарлотта жила с Элизабет задолго до появления Пола», – иронизирует автор. Кошка платит хозяйке взаимностью. Как может Шарлотта поведать Элизабет о том, что Пол стал ей изменять? Оказывается, может, и еще как. Чуть-чуть мистики, впрочем, не слишком неправдоподобной, – и киска начинает казаться сверхразумным существом. Она добивается своего: Пол теряет жену, а вместе с ней и надежду на университетскую карьеру, и вряд ли после всего пережитого его можно назвать психически здоровым человеком. Забавно то, что ни один из героев Хайнса симпатии не вызывает – ни Пол, которого не любит жена, ни жена, свихнутая на карьере и на кошечке, ни злобная кошечка с явно садистскими наклонностями. Ироничный Хайнс не оставляет места для сочувствия и жалости, направляя все эмоции читателя в нужное ему русло, заставляя его в первую очередь следить за развитием сюжета.
Не уступает «Царице джунглей» по жути и вторая повесть книги – «Девяносто девять». Главный герой, ученый по имени Грегори, становится жертвой влюбленного в него голубого продюсера и неверной любовницы. А также собственной доверчивости и научного любопытства – именно последнее привело его в Богом забытое место, где исполняют странные ритуалы и приносят человеческие жертвы. Грегори стал пешкой в хорошо разыгранной партии, где ему изначально была отведена роль жертвы. В результате бедняга оказался замурованным заживо в стене. Замечательное свойство Хайнса – да, он отстраненно описывает своих героев (и заставляет читателей относится к ним так же), но это не все. Его герои как будто сами себя и все происходящее с ними расценивают не вполне всерьез. Как бы это сказать поточнее? – они относятся к себе как к литературному персонажу и как будто смотрят на себя со стороны. Вот последние минуты жизни Грегори, уже замурованного в стене: «Где-то в глубинах его естества возникло и стало расти странное желание. На сей раз он не стал его сдерживать. Грегори Эйк наконец-то понял шутку Мартина. И начал смеяться… смеяться… смеяться…» Не правда ли, немного странное поведение для человека, который точно знает, что жить ему осталось несколько минут и умрет он в страшных мучениях?
Третья повесть Хайнса, «Расклад рун» – самая «университетская» в книге. Вполне реалистические качества – зависть к коллегам, плагиат, научная нечистоплотность – Хайнсом мистифицируются. Его герой Карсвелл, обладающий всеми вышеперечисленными «достоинствами», – не просто нехороший человек, а вполне киношный монстр, обладающий сверхъестественной силой, способной убивать людей на расстоянии. Но его последний эксперимент не удался – молодая, умная, талантливая Вирджиния вовсе не склонна стать его жертвой, ей удается направить силу Карселла против него самого и, таким образом, его уничтожить. Эта повесть – наиболее голливудская: зрелищная, яркая, со счастливым финалом. Но, конечно, для Голливуда не сгодятся замечательные пародийные сценки из повести – например, научные дискуссии на тему обстоятельств гибели капитана Кука. Тема настолько популярная и трагикомическая, что даже у Высоцкого нашла отражение: «Ну почему аборигены съели Кука?» Самое приятное, что пародии Хайнса не носят кастового характера – читать подобные сценки смешно и далекому от университетской жизни читателю.
В целом же «Расклад рун» – стилизация под рассказ с тем же названием, принадлежащий перу М. Р. Джеймса (1862–1936), викторианского ученого и автора рассказов о привидениях. В чем Джеймс Хайнс искренне признается.

Анна САФРОНОВА

Газета «Богатей»
http://www.bogatej.ru/bogatej/index.php?chamber=main&art_id=0&article=16012007121244&oldnumber=381



Возврат | 

Сайт создан в марте 2006. Перепечатка материалов только с разрешения владельца ©