Владимир Игоревич Баканов в Википедии

О школе Конкурсы Форум Контакты Новости школы в ЖЖ мы вКонтакте Статьи В. Баканова
НОВОСТИ ШКОЛЫ
КАК К НАМ ПОСТУПИТЬ
НАЧИНАЮЩИМ
СТАТЬИ
ИНТЕРВЬЮ
ДОКЛАДЫ
АНОНСЫ
ИЗБРАННОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРЕВОДЧИКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
 
Olmer.ru
 


Рецензия "Фантастичнее вымысла"

Паланик – один из самых известных и влиятельных писателей современной Америки и, несомненно, заслужил право издавать даже квитанции из прачечной, а не только эссе и статьи.
Паланик – один из самых известных и влиятельных писателей современной Америки и, несомненно, заслужил право издавать даже квитанции из прачечной, а не только эссе и статьи. Вряд ли те, кто читает Паланика, будут перечитывать Кьеркегора, Платона или Фрейда, но вот любимого автора «Бойцовского клуба» и «Колыбельной», который цитирует всех этих философов, прочтут обязательно. Тем более что Паланик очень отличается от многих писателей, издававших подобный нон-фикшн больше ради позы и статуса. Конечно, без самолюбования не обошлось, но если обобщать впечатления, то главное – это то, что Паланик выглядит достойным продолжателем традиции американского документального романа – от Капоте до последних вещей Тома Вулфа.

Впрочем, «Фантастичнее вымысла» – это никакой не роман, а собрание статей, которые демонстрируют все богатство тем, стилей, типов письма и жанров. Здесь и коллекция американских чудиков, и приглашение на писательскую кухню, и стенограммы бесед со знаменитыми людьми, и личные откровения. Ни поучений, ни ожидаемого пессимизма – наоборот, ощущается какое-то внутреннее довольство, словно ребенок, получивший в подарок коробку мелков, внезапно понял, что может нарисовать все, что угодно. Любой сор может превратить в факт искусства, отпечатав на нем факсимиле «Паланик». Так знаменитые американские художники выставляли в галереях вещи, купленные в магазине – произведением искусства их делала подпись.

Читатели Паланика привыкли к шокирующему – писатель годами работал на этот образ. Недаром во время одной из фотосессий ему предложили позировать, лежа на груде резиновых фаллосов (и, наверное, удивились, когда Паланик отказался). В статьях, вошедших в книгу, Паланик так же интенсивен и избыточен, как и в своих романах, но шоковой терапией не занимается. Скорее, отыскивает странности, искажающие реальность. Рассказывает о тех американцах, которые предпочли современным квартирам строительство средневековых замков, бейсболу – занятия непопулярной греко-римской борьбой; о тех, кто ищет спасение от офисной рутины в ежегодных «комбайновых боях»; о Брайане Уокере, мечтающем о полете на собственной ракете, телепортации и путешествиях во времени. Паланик скромно отступает на второй план, предоставляя трибуну своим собеседникам. Но компенсирует это: галерею чудиков венчает встреча с самим Палаником в разделе «Личное». Его романы всегда отличало странное сочетание исповедальности и маскарада, документальности и бреда. И только личные записки помогают понять, на чем все это основано. В зеркале шоумен от литературы выглядит застенчивым и одиноким, если это, конечно, не очередная маска.

Документальные тексты развенчивают мифы. В данном случае – миф о Паланике как изобретателе невероятно причудливых сюжетов. Если верить автопортрету, то он, скорее, гениальный компилятор, писатель-сборщик, способный ради сюжета звонить в «секс по телефону» или посещать сеансы групповой терапии. Однако бойцовские клубы он придумал. И теперь ему часто звонят американцы, даже женщины, и спрашивают, как записаться в такой клуб. Люди узнают себя на страницах его книг. Узнают свое одиночество. «Фантастичнее вымысла» не выбивается из ряда: как и романы Паланика, она «об одном человеке». Одиноком человеке, который ищет встречи с другими людьми.

Венгерская Елена, «Книжная витрина», 2007.
http://www.top-kniga.ru/kv/review/detail.php?ID=116312&PHPSESSID=ca6cdfa3f6ffe500c7f947f4828ef774 Да, Паланик. Да, автор «Бойцовского клуба»...
Да, Паланик. Да, автор «Бойцовского клуба». Но вот этот небрежно написанный сборник рассказов со всей очевидностью не дотягивает до масштабов его писательской личности. «Фантастичнее вымысла» — говорит нам автор о своих текстах, каждый из которых представляет собой либо маленький репортаж о каком-нибудь диковинном событии, либо зарисовку на тему «странное в нашей жизни». С одной стороны, материал действительно подобран на славу: праздник сексоголиков, битва старых комбайнов, увеличители губ и детородных органов, сленг американских подводников. Но все это в совокупности не производит впечатления сборника — во всяком случае, сборника рассказов. Попытки найти между этими «острыми» темами хоть что-нибудь общее раз за разом проваливаются. Автор, видимо, был готов к тому, что читатели не доищутся его глубинного замысла, и поэтому все изложил в предисловии: «Каждый рассказ в книге посвящен пребыванию среди людей. Моей персоне среди людей. Или же тому, что собирает людей вместе». Действительно, книга об этом и еще о том, как много всего странного происходит в Америке. Больше ни о чем.

И что здесь фантастичнее вымысла?

Анна Энтер
журнал "Прочтение"



Возврат | 

Сайт создан в марте 2006. Перепечатка материалов только с разрешения владельца ©