Действие романа Йена Макдональда разворачивается на берегах Ганга
Действие романа Йена Макдональда разворачивается на берегах Ганга, реки, где зародилась одна из самых древних и самых необычных цивилизаций нашей планеты. К середине двадцать первого века страна, известная нам как Индия, успела распасться на множество независимых штатов. Население этих государств, и без того весьма неоднородное, с каждым годом дробится на все новые касты и сословия. Среди них появляются ньюты (представители "третьего пола") и генетически измененные "брахманы", однако главная местная достопримечательность - сарисины, ИскИны, жестко контролируемые во всем остальном мире, но на берегах Ганга развивающиеся почти безнадзорно. Говорят, здесь обитают даже сарисины третьего поколения, значительно обогнавшие человека по уровню интеллекта. Индия у Йена Макдональда вообще становится землей обетованной для ученых, работающих на переднем крае науки. Крупнейшая местная компания, например, нашла способ выкачивать энергию напрямую из параллельной Вселенной. Но в то же время небывалое социальное расслоение, экологический кризис (засуха) и неблагоприятная демографическая обстановка (мужчин в несколько раз больше, чем женщин) создают благоприятную атмосферу для религиозного фанатизма и экстремизма. А также для войны, предательства, преступления и измены. В общем, адская смесь: бабахнет - костей не соберешь. И ведь бабахает, еще как бабахает!.. "Река богов" - неожиданно удачная книга, при том, что автор известен в России по одному-единственному сборнику. И перевод не слишком огорчает...
Василий Владимирский
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2830808/
Блистательный пример того, что научно-фантастическая литература не только не умерла, но наоборот, развивается, изменяется, принимает новые идеи!
Блистательный пример того, что научно-фантастическая литература не только не умерла, но наоборот, развивается, изменяется, принимает новые идеи! Сюжет разворачивается в ближайшем будущем, когда современные нам компьютерные технологии получают сове логическое продолжение в виде "сарисинов" – саморазвивающихся искусственных интеллектах.
Не смотря на то, что в романе есть и роботы, и секс и войны – это не делает его очередным представителем жанра "мечезвонства" или "боевой фантастики". Добротно написанный, реальный мир будущего, положенный на индийские реалии: все это делает чтение романа захватывающим и достойным времяпрепровождением. В начале, правда, тяжело справиться со всем словарным запасом, необходимым для чтения (я имею ввиду большое количество индийских слов и понятий), в этом смысле словарик, который приводится в конце книги не до конца выполняет свою роль справочника; тем не менее, на самой книге это никак не отражается: страниц через двести уже в достаточно мере владеешь "терминологией" и уже не отвлекаешься.
Само действие напоминает паутину, отсюда и динамика романа: пока всех главных действующих лиц представишь, пока расскажешь об их жизни – действие развивается медленно. Но паутина начинает скручиваться – и одна за одной сюжетные линии сливаются в одну, восхитительно динамичную, яркую и неожиданную; после определенного момента от книги невозможно оторваться, забываешь обо всем и отвлекаешься только на следующую чашку чая.
Сам роман – как всегда, о верности, о терпимости, о любви и бренности всего земного. Некоторые моменты приходилось читать по три-четыре раза, но зато и запоминаются они легко (так что мой нижайший поклон переводчикам: прекрасная работа, С.Минкин!). Меня больше всего поразило то разнообразие действующих лиц, которое в самом начале (вообще-то, до середины книги) кажется несколько избыточным: героев тут поболе, чем во "Властелине Колец" будет – но к концу книги понимаешь, что так и должно быть…
По зрелому размышлению книга задает гораздо больше вопрос, чем отвечает: например, как мы на самом деле относимся к искусственному интеллекту? Почему мы все чуждое всегда наделяем только негативными чертами, которые присущи человечеству?
Да, человечество можно описать через все плохое, что было совершено; с другой стороны его можно описать и через положительные аспекты. Но ксенофобия, я думаю в этом и состоит, что всему непривычному присваиваются наиболее отталкивающие черты и даже по истечении времени, когда становиться понятно, что не все негативно в незнакомом – "неприятный осадок остается…". Тогда как мы можем бороться с ксенофобией, елси она – часть человеческой сути?
С другой стороны: "Нет ни одного правила, закона или положения, регулирующего человеческую жизнь, которое бы не было нарушено где-то, когда-то, кем-либо при обычных или исключительных обстоятельствах. Нарушать правила – значит быть человеком". Что кстати, не означает обратного: быть человеком не значит нарушать правила.
В любом случае книга познавательна и заставляет серьезно задуматься, показывая возможные перспективы и линии развития будущего не такого уж и невероятного.
Вывод: действительно, полноценный и полновесный пост-киберпанк; достоин своей твердой обложки; к настоящему моменту роман уже получил премию Британской Ассоциации научной фантастики за 2004 год и мне кажется – это далеко не предел…
http://kirionis.blogspot.com/2006/11/blog-post_06.html