Давненько мне не встречались авторы фэнтези, столь же легко жонглирующие тысячелетиями!
Давненько мне не встречались авторы фэнтези, столь же легко жонглирующие тысячелетиями! Впрочем, о склонности Зинделла к поистине астрономическим масштабам, можно было понять уже из цикла "Реквием по Хомо Сапиенс", с которого и начинался творческий путь Зинделла.
С чисто формальной точки зрения, к плодовитым авторам его не отнесёшь - всего полдюжины романов за полтора десятка лет. Однако, каждый из этих томов толщины от внушительной до устрашающей, так что в "словесной скупости" Зинделла тоже не обвинишь.
Цикл, или даже тетралогия, "Реквием по Хомо Сапиенс", с которого Зинделл начинал свой творческий путь и который принёс ему известность, оставил странное впечатление. В первую очередь, благодаря сочетанию элементов, затёртых предшественниками до полной прозрачности, с элементами вполне себе оригинальными и внушающими уважение. В целом, можно даже сказать, что перед нами был не тот случай, когда "новое неинтересно, а интересное - не ново".
Hо вот, закончив с "Реквиемом", Зинделл из авторов космооперы переквалифицировался в автора "epic fantasy". 800-страничный Opus magnum под названием "Камень Света" - лишь первая часть огромного полотна и, в принципе, оставляет те же впечатления, что и "Реквием", но с одной поправкой. Достоинства творческой манеры Зинделла отступили на второй план, а на первом остались, соответственно, недостатки.
Более того, можно даже предположить, что продолжения (например, роман "Красный Дракон") читать большой необходимости нет - слишком уж всё предсказуемо. Предсказуемо даже не только магистральное направление сюжета (это ещё полбеды), предсказуемы даже его повороты и нюансы.
Hаверное, если одно время фэнтези модно было писать по принципу "А поворотись-ка в гробу, Толкин!", то на смену ему пришёл принцип "С бору по сосенке, или крутой постмодерн на марше". Действительно, количество того, что вежливо принято называть "литературным комплиментом" или "скрытой цитатой" в романе "Камень Света" переходит всякие разумные пределы. К тому же "скрытые цитаты", мягко выражаясь, не совсем "скрытые". "Камень Света" в некотором роде лакомый кусок для паталогоанатомов от литературоведения - вскрытие совершенно точно указывает, какой литературной пищей питался автор в процессе творения. Толкин, Ле Гуин, Джордан, Муркок, Говард, "Младшая Эдда", "Эпос о Гильгамеше", легенды Артуровского цикла, короче говоря, весь джентльменский набор.
Собственно говоря, о том, что представляет собой "Камень Света" можно дальше и не рассказывать. Возьмите указанные ингредиенты, тщательно (или как бог на душу положит) перемешайте, придайте форму поиска Святого Грааля (чем герои романа и занимаются) и... И всё.
Ах, да, ещё надо придумать имена собственные, топонимы разные, чуток геральдики, с полдюжины экскурсов в древность и - готово. Впрочем, с именами собственными можно и не напрягаться - предшественники напридумывали их более, чем достаточно. Можно использовать и их, предварительно чуток видоизменив. А можно и так, ничего не меняя. Лично меня очень коробило неуместное злоупотребление буквой "э", которой у Зинделла столь же "мало", как в чукотском языке буквы "ы".
Вопрос тут, собственно, всего один: а стоит ли это читать? Отвечу. Читать МОЖHО, даже не смотря на полную предсказуемость происходящего. А вот стоит ли? Есть очень много книг написанных гораздо хуже.
Зато, как мне показалось, из "Камня Света" вышел бы очень неплохой сценарий какой-нибудь компьютерной игрушки. Или просто игрушки. Все-таки, человек старался.
Андрей Тепляшин
http://excalibur1.narod.ru/rez/rezk113.htm